Найти • Контакты • Доставка • Публикации

Эта статья призвана помочь реконструкторам не ошибиться при выборе немецкого мундира WW2, правильно подобрать и нашить знаки отличия. Автор предупреждает об ответственности за плагиат (оговорено в конце статьи). Мы с удовольствием примем Ваши дополнения и интересные фотографии по теме статьи.

Немецкая сухарная сумка WW2

Для сухарей и не только…

После Первой Мировой войны сухарная сумка претерпела, пожалуй, одно главное изменение: было убрано второе внутреннее отделение; сумка осталась с одним.

В 1944-м году появился упрощённый вариант сухарки, в котором центральный крюк для ремня заменили тонкой матерчатой петлёй, добавили кармашек для набора для чистки оружия и убрали, наконец, кольца для чрезплечного ремня. Впрочем, такие сумки считаются большим раритетом.

После Второй Мировой войны сухарные сумки использовала армия ГДР, их шили по образцу сумок Первой Мировой войны из плотного брезента (как военные) или из тонкого (совсем тряпочные). К форме и деталям здесь подходили по-советски: была бы сумка сшита, а детали какие-нибудь будут. У сумок ГДР различаются кончики хлястиков для ремня (квадратные или треугольные), расстояние между кожаными шлевками для фляжки-котелка всегда разное, также высота пришивания этих шлевок... Да и сама форма отличается — есть сумки благородной трапецевидной формы, расширяющиеся книзу, а есть прямые, есть и почти круглые, как мешок.

 

Сумки производили государственные заводы и частные фирмы. Так появились сумки великолепного качества: с мягкими кожаными деталями, с усилением из тонкой кожи петель для ремня. Не все сумки Вермахта имели такую роскошь, как кожаная обшивка петель для ремня, однако качество других кожаных деталей оставалось на высоте до самых последних месяцев войны.

Цвет кожи на самых ранних сумках обычно был коричневый, на предвоенных — чёрный (натуральная кожа поверхностного крашения). На самых ранних сумках кожаные детали могли пришиваться нитками, окрашенными в цвет основного материала — фельдграу, например. Позднее это были неокрашенные (белые) нитки, реже — чёрные, какие использовались для ремешков и чехлов фляг.

Во время войны внешние кожаные детали были чёрными, а внутрение — необязательно. К середине войны снова стали появляться сумки с коричневыми кожанными деталями, уже по причине того, что качественная кожа чёрного поверхностного крашения для многих частных фирм стала недоступна.

Сумки, производившиеся для Африканского корпуса, имели брезентовые детали вместо кожаных; такие сумки к 1943 стали распространяться по всем фронтам.

В 1944-м, с появлением нового образца сумки, детали по-прежнему были кожаными, но качество их падало.

После войны кожаные детали приобрели во многом советскую безолаберность: их делали из кожи натурального цвета, или чёрной кожи поверхностного крашения, или чёрной кожи проникающего крашения, или вовсе из свиной кожи. Никто не заботился о глянце и качестве кожи. Прошивали белыми, чёрными, хаки нитками, разной толщины у разных производителей.

 

Фурнитура ранних сумок была алюминиевой (центральные крюки могли быть латунными при прочих алюминиевых деталях; также заклёпки крюков на отстёгивающемся чрезплечном ремне). Как уже упоминалось, сумки производились множеством частных фирм, и это определяло способ изготовления фурнитуры. Самым трудоёмким является точение на токарном станке — каждая деталь вручную. Так часто изготавливались шпеньки для чехлов фляг, на сумке таких деталей не было. Менее трудоёмкий и более массовый — литьё в форму. Так изготавливали D-образные кольца, на таких кольцах можно видеть литьевой шов по всему периметру. Самый дешёвый (при условии огромных объёмов производства) способ — штамповка. Так изготавливались крюки.

С ходом войны фурнитура стала стальной. Не такая лёгкая, подверженная коррозии, требующая дополнительной обработки — окраски (обычно в светло-серый цвет). А главная причина — алюминий был слишком дорог и труднодоступен. Стальные кольца обычно гнулись из прута и сваривались. Гнулись они по шаблону — витой змейкой, десятками оборотов за раз, и всё равно это требовало массу ручного труда.

После войны стали вновь производить сумки с алюминиевой фурнитурой, но чаще это была стальная фурнитура, покрытая защитным слоем цветного металла (обычно цинка).

 

Статья находится в стадии разработки. Она постоянно дополняется и совершенствуется.

В ближайших дополнениях: офицерские куртки; брюки; знаки различия, пришивание нашивок.

 

При цитировании ссылка (url) на сайт www.replik.ru обязательна!

Статья в собственности автора. Запрещено использовать эту статью или её части при составлении книг (в т. ч. электронных), а также в коммерческих (в т. ч. Интернет-) проектах. Плагиат преследуется по закону.