Найти • Контакты • Доставка • Публикации

Обзор немецких фляжек WW2

Классификация и варианты

Эта статья призвана помочь реконструкторам не ошибиться при выборе немецкой фляжки. Автор предупреждает об ответственности за плагиат (оговорено в конце статьи). Мы с удовольствием примем Ваши дополнения и интересные фотографии по теме статьи.

фото — некоторые типы немецких фляг
Полевые фляжки Вермахта, в том числе «тропическая» и «медицинская».

Солдаты Вермахта использовали флягу образца 1931 года. Фляжка изготавливалась из алюминия (давлением в форму) и имела клеймо производителя (реже — для кого произведена) на горлышке. Фляга носилась в чехле из войлока (а не из толстого сукна, такие чехлы – подделка). Чехол шился из двух половин, по краям обшивался тесёмкой, он имел 2 кожаных планки и шпенёк для удержания ремешка фляжки. Чехол до конца 1930-х был серо-коричневым. Чернильное клеймо ставилось (или не ставилось) на чехол с внутренней стороны, обычно на тесёмку по краю. Чехол застёгивался на 4 кнопки — латунные (с характерным рисунком: четырёхконечной звёздочкой) или алюминиевые (были и такие, без рисунка). Кнопки работали за счёт упругости стальной пружины, редкие образцы (алюминиевые, стальные) за счёт упругости своих 4-х лапок, без пружины. Иногда кнопки на внутренней стороне несли сокращённое наименование производителя. Однако кнопки с надписями «SUPER» или «GOLD STAR», конечно, не имеют отношения к 3-му Рейху.

Фляжка крепилась к сухарной сумке или к петле ремня с помощью крюка-карабина. Крюк карабин был пришит к ремешку. Ремешок огибал фляжку, проходил в петлю стакана и затягивался на пряжечку; также к ремешку была приклёпана крышка. Ремешок из чёрной кожи сшивался чёрными нитками, никогда белыми! Белые нитки + алюминиевая фурнитура = поддельный ремешок для фляги. Ремешки (и вся кожа на фляге) могли быть коричневыми, это редкие случаи 1930-х годов и после 1942-го. Алюминиевый крюк обычно не был окрашен, а вот пряжки часто заодно с ремешком покрывали чёрным лаком. Крышка была алюминиевой, точёной с резиновой прокладкой (сплошной или с отверстием посередине) характерного ярко-розового цвета. Редко встречаются воронёные (чёрные) алюминиевые крышки. Стакан был обязательной частью фляжки, штамповался из алюминия, окрашивался чёрной полуматовой краской. Ручки стакана изготавливали вырубкой из листа, либо гнули из проволоки. Ручки алюминиевые, но встречаются и стальные ручки на алюминиевых кружках. Это сделано для того, чтобы ручки не нагревались так же быстро, как кружка. Эту хитрость гораздо чаще использовали для крышек котелков, делая им рукоятки из стали. Клеймо производителя с годом выпуска обязательно присутствовало на алюминиевом стакане между ручек. Стаканы без клейм (абсолютно идентичные довоенным) изготавливались после войны.

С 1941 года алюминиевые стаканы стали окрашивать в оливково-зелёный цвет. Появились узкие стаканы из чёрного бакелита. Бакелит не нагревался и не плавился от кипятка. Тогда же появились стальные кнопки (вместо латунных) и стальные крюки с пряжками (вместо алюминиевых), крюки красили в серый цвет, а вот пряжки могли быть по-прежнему чёрными. Появились чёрные бакелитовые крышечки по форме идентичные алюминиевым.

В 1942-м году появились бакелитовые крышечки с большими рёбрами, которые были удобнее для захвата. Тогда же цвет чехлов изменился с серо-коричневого на грязно-жёлтый, чернильные клейма на чехлах к этому времени ставили уже очень неаккуратно. В 1942-м году появляются первые фляги с брезентовыми ремешками с пряжкой как у «допников», но меньше по размеру. Их фурнитура могла быть серой или/и зелёной (фельдграу). Обычно такие ремешки имеют кожаные детали неплохого качества.

С 1943-го года фляги начали делать из стали. Их покрывали красной фенольной резиной вроде эмали, реже зелёной или синей эмалью. Солдата убивали быстрее, чем эмалированная фляжка начинала ржаветь… Эмаль отлично сохраняет фляжку до наших дней (конечно не при хранении в земле). Стальными штампованными стали стаканы и даже крышечки. Стальной стакан мог быть покрыт снаружи оливковой эмалью, а внутри — красной, а мог быть целиком красным. Стальной стакан был ниже алюминиевого по высоте. Пряжка на ремешке потеряла цилиндр качения, осталась только стальная рамка, которая по-прежнему могла окрашиваться в чёрный (а не серый) цвет. Крюки могли быть уже не серыми, а зелёными, разных ядовитых оттенков и блестеть. Вообще, фляжка выпуска 1944-45 гг. — это забавная смесь Квазимодо и Арлекина, не от хорошей жизни, конечно.

Кожа к чехлу пришивалась или приклёпывалась худшего качества: тоненькая зернёная, любых возможных оттенков. Ремешок представлял собой уже не 2 плотных блестящих детали, сшитых между собой, а 2 отдельно, и не всегда из гладкой кожи, также стали применять белые нитки вместо чёрных (фурнитура была уже стальная), и прошивка стала ужасно неровной и размашистой. Бакелитовые стаканы стали делать из пластмассы (а не бакелита, это разные вещи) салатового или оранжевого цвета. Кстати, в наше время новодельные пластмассовые стаканы чёрного, салатового и оранжевого цвета широко распространены в Европе и США. Наконец, чехлы стали шить не из войлока, а из ткани.

С 1941 года распространилась «тропическая» фляга. Обычная алюминиевая фляга (но с очень качественной, толстой горловиной) запечатывалась в оболочку из шпона и (бакелитовой) смолы. Крупное клеймо производителя формовалось в круге на задней стороне фляги. Брезентовый ремешок огибал флягу обычным образом, но имел дополнительно горизонтальную петлю (заменившую прижимные планки войлочного чехла), имел стальную фурнитуру и пряжку оригинальной формы с подпружиненным рычажком. «Африканские» фляги нередко встречались на Восточном фронте.

 

Статья находится в стадии разработки. Она постоянно дополняется и совершенствуется.

В ближайших дополнениях: фляги различных организаций («небоевые» фляги), фляги Люфтваффе, довоенные и послевоенные фляги, копии чехлов, стаканов, ремешков для фляг.

 

При цитировании ссылка (url) на сайт www.replik.ru обязательна!

Статья в собственности автора. Запрещено использовать эту статью или её части при составлении книг (в т. ч. электронных), а также в коммерческих (в т. ч. Интернет-) проектах. Плагиат преследуется по закону.