Найти • Контакты • Доставка • Публикации

Немецкая каска WW2

История, модели, копии

Эта статья призвана помочь реконструкторам не ошибиться при выборе немецкой каски WW2, а также правильно перевести деколи. Автор предупреждает об ответственности за плагиат (оговорено в конце статьи). Мы с удовольствием примем Ваши дополнения и интересные фотографии по теме статьи.

 

Производители немецких касок Второй Мировой войны
Клеймо Название фабрики Город Клеймо приёмки (обычно)
ET (ckl) Eisenhüttenwerke Thale I
FS (EF) Emaillierwerke A.G. Fulda V (?)
NS Vereinigte Deutsche Nikelwerke Schwerte IV
Q Quist Esslingen III
SE (hkp) Sächsische Emaillier und Stanzwerke Lauter II

 

Фото: завальцовка с нормальными дефектами
Штамп приёмки, который (по мнению Michael D. Beaver) ставился на каждый шлем (на купол изнутри) или на несколько случайных шлемов из принятой партии (по мнению Ken Niewiarowicz).
Приёмка была заключительным этапом проверки шлема перед отправкой его в войска.

 

«Переходный» шлем.

На каску М-18 был установлен новый подшлемник 1931-го года. Такие каски выпускались в период подготовки к войне, и в 1935-м официально были заменены новым образцом. Но «переходные» каски продолжали выпускаться и во время войны. Окраска шлема и конструкция подшлемника дают информацию о том, переделан ли образец до войны или уже во время.

 

М-35.

Свесы стали меньше, и вентиляторы стали меньше ощутимо. Вентилятор по прежнему был отдельной деталью: деталь вставлялась в отверстие и расклёпывалась. Каска комплектовалась подшлемником образца 1931-го года (тем самым, из двух алюминиевых колец со стальными пружинами). Квадратные штампованные алюминиевые «уши» для крепления подбородочного ремешка — отличительная черта ранних подшлемников.

В 1938-м году подшлемник был модернизирован с целью усилить крепление «ушей» — появились дополнительные полоски алюминия на ободе в районе крепления «ушей».

Отверстия в каске прорубались после того, как она обретала свою характерную форму. Отверстия не сверлились, а прорубались, на оригинальных касках в идеальном состоянии видны заусенцы (последняя точка отрыва металла), к тому же отверстия часто не круглой формы, а неровной. После вырубки отверстий вставлялись точёные детали втулок «вентиляторов» и развальцовывались для закрепления.

После этого каска поступала на хранение, либо сразу шла в окраску под конкретный заказ. Нужно помнить, что Германия — глубоко капиталистическая страна и всё военное имущество производилось под конкретные заказы и за деньги, а не за красивое идейное словцо. В конце 1930-х в Германии сложилось понятие «плюшевых» аристократов, т. е. людей, которые нажили состояние, на выполнении бесконечных военно-промышленных заказов.

 

М-40.

В 1940 каска претерпела 2 заметных изменения. Вентиляторы перестали быть деталью, они штамповались заодно с каской. А подшлемник теперь был из оцинкованной стали. «Уши» для подбородочного ремешка также стали стальными, гнутыми из проволоки. Третье изменение коснулось окраски, но об этом позже.

М-40 также были тяжелее М-35 из-за другой марки стали для горшков. А вот версия о том, что М-40 имеет более грубую форму по сравнению с М-35 необоснованна, никаких отличий в форме М-35 и М-40 от одного производителя нет. Отличия в форме касок (толщине завальцовки, величине вентиляционных отверстий) есть у разных производителей, отсюда и пошёл миф о «грубых» М-40.

Фото: завальцовка с нормальными дефектами  
Завальцовка с нормальными дефектами. Сверху: М35, снизу: М40.
Нижний образец ещё на фабрике серьёзно дорабатывался молотком.

Точно также, как в М-35, прорубались отверстия в каске М-40. Только вместо втулок «вентиляторов» вокруг отверстия штамповался «вал» усиления. Из-за того, что сначала вырубались отверстия, а потом штамповалось усиление, отверстия «вентиляторов» на касках М-40 часто не по центру усиления. Это не брак! Это технология производства.

Фото: неотцентрованное отверстие  
Слева: нормальное несовпадение отверстия и «вала» усиления.
Справа: то же кривое отверстие и заусенец, оставшийся после вырубки.
Наши каски в идеальном складском состоянии, на восстановленных или б/у касках такие мелочи уже не видны.

Также глупым мифом является мнение об идеальной симметрии немецких касок (равно как и об идеальных черепах). По поводу касок: в соответствии с технологией, сформированную каску клали на специальный станок, который вырубал сразу все отверстия. Поэтому отверстия друг относительно друга расположены ровно. Но относительно каски группа отверстий может быть смещена вплоть до 30°! Это и понятно, каска укладывалась на станок вручную, и рабочий не имел времени «на глазок» оценивать её центровку.

Фото: несовпадение осей. Каска Q66 Фото: несовпадение осей. Каска Q68

Каски М40 с нормальным несовпадением осей.
Наши каски складского хранения в консервационной чёрной краске.

А теперь по поводу черепов. В 1930-х гг. в связи с распространением немецкой теории идеального человека смекалистые американцы провели свой эксперимент. Американцы взяли несколько семей — иммигрантов из Европы. Они оценивали форму черепа у родителей, детей и внуков в этих семьях и доказали только одно. Форма черепа меняется через поколения не в зависимости от расы, а в зависимости места проживания и культуры семьи. Этот вывод также подтверждал и статистистические данные (неугодные немцам), что большинство немецких евреев (по крови) были белобрысыми и голубоглазыми...

 

М-42.

У новой модели края обрабатывались не завальцовкой, а отбортовкой. Появились изменения в связи с экономией и спешным выпуском касок, касающиеся материалов и их обработки. М-42 часто имеют характерные волны на юбке каски, особенно над ушами. И это не брак, а признак оригинального происхождения.

Фото: волны на юбке каски
Волны на юбке каски. Здесь: каска М40. Чаще всего волны встречаются на касках М42. На касках М35 также можно найти следы от щипцов, которыми удерживали каску, когда производили завальцовку.
Естественно, на восстановленных касках волны зашпатлёвывают, придавая шлему вид фарфорового яичка.

 

М-45.

Branislav Radovic называет так каску М-42 без вентиляционных отверстий. Некоторое количество таких касок было произведено в конце войны.

 

Каска парашютистов (М-38).

Горшок — это по сути М-35 с обрезанными краями. Но кроме самых ранних выпусков, вентиляторы и подшлемник абсолютно другие. Нужно учитывать, что до наших дней было создано множество репродукций десантных касок, и качество репродукций всё выше.

Окраска

Цвета и шероховатость поверхности

Перед войной и в начале войны каски окрашивались оттенком зелёного, называемого «яблочный зелёный» и имели гладкий финиш. Примерно ко времени, когда появилась М-40, краска поменялась на тёмно-зелёный, с шероховатой поверхностью. Оттенки краски слегка менялись от партии к партии и на разных фабриках, хотя формально это оговорено не было. Зелёные (зеленовато-серые) каски предназначались для армии и СС. Каски Люфтваффе окрашивались серым (голубовато-серым), также гладким в начале войны и с текстурой к 1940 году.

Каски парашютистов (речь идёт о М-38) красились в серый цвет Люфтваффе, а с середины войны — фельдграу.

Огромная разница в цветах появилась лишь сегодня, из-за индивидуальных условий хранения каждой каски.

Деколи

Варианты и распространение

Стальные сферы для шлемов производились 5-ю фабриками и комплектовались подшлемниками и ремешками (обычно приобретаемыми у сторонних производителей) под конкретный заказ. Самым крупным заказчиком был Вермахт, но каски (вместе с покраской и деколями делали для местных полицейских формирований, политических объединений, при формировании частей какой-либо земли (Sauerland, например) и т. д.

Производителей деколей было несколько, поэтому вариантов деколей много, и дело не только в различии рисунков, но и в технологическом процессе. Так например, деколь с орлом Вермахта могла иметь слой чёрной краски вначале, а на нём серебристые детали орла; а могла иметь серебристую подложку и чёрный контур орла поверх неё.

Обычно деколь наносили так. По шаблону в форме деколи, в котором был также вырез для вентиляционного отверстия каски, чтобы правильно приложить шаблон, наносили клей. Потом прикладывали деколь и, когда она приклеится, удаляли картонную основу. Расправляли деколь и удаляли пузырьки воздуха из-под неё. Также по шаблону покрывали деколь защитным лаком, края лакового покрытия выходили за края деколи на 1-2 мм.

Довоенные «переходные» шлемы и М-35 выпускались с двумя деколями: деколь Вермахт/Кригсмарине/Люфтваффе слева и триколор справа. Орлы Люфтваффе были 1-й и 2-й модели, 1-я модель применялась до 1938 года.

Различают более дюжины вариантов орла Вермахта, как минимум 3 варианта орла Люфтваффе (2-й модели), и триколоры с круглым и острым низом.

фото — орлы Вермахтафото — триколор: круглый низ, обычный низ
Деколи, которые продаются у нас — только в оригинале. «Тонкое Крыло», «Большая Нога», «Середина Войны», триколоры с круглым и острым низом. Обратите внимание на лаковый ореол вокруг деколей. В картинки также внесены искажения в соответствии с законом РФ.

Каски СС несли щит с рунами справа и щит со свастикой слева. Различают несколько видов деколей СС, из которых на боевых касках встречается первая модель (более острые руны) и вторая модель. Первая модель производилась фирмой C. A. Pocher (Nuremberg) — Гиммлер утвердил её как стандартную в конце 1935 г. Она (с незначительными отличиямии) как правило встречатся на касках EF и Q. Вторая модель (она же «Шампанские руны») производилась фирмой ET — самым крупным производителем касок — и (с незначительными отличиямии) также встречается на касках SE и NS.

фото — деколи ССфото — деколи СС

 

С введением упрощённого шлема М40 в марте 1940 «упростили» и яркий триколор справа. Солдатам на фронте нужно было сцарапывать его с касок, либо закрашивать. Большое количество касок Люфтваффе избежали этой процедуры, т. к. не использовались на линии фронта. Первые М40 выходили с фабрик ещё с двумя деколями.

В 1942-м декали на касках были полностью отменены. Но фирмы продолжали производить деколи для розничной продажи до августа 1943-го года (по мнению Branislav Radovic), поэтому на многих касках СС и Люфтваффе их можно было видеть до конца войны. Особенно любили дополнять каски деколями солдаты СС.

фото — триколор: круглый низ, обычный низ
Мёртвый солдат СС на улице Будапешта, февраль 1945 года.
На каске, похоже, 2 деколи, причём щиток с символами партии установлен не слева (как обычно), а справа и не горизонтально. Скорее всего, деколи устанавливались солдатом в частном порядке.
Фото из книги О. Баронова «Будапештская оборонительная операция».

Деколи редко устанавливали ровно и аккуратно, как любят делать современные реконструкторы, часто они стояли не горизонтально. Иногда деколи вообще устанавливали неправильно, Branislav Radovic в первом томе упомянутой уже книги приводит фото оригинальной М35, где деколь с орлом Вермахта прилепили прямо на лоб...

Копии

и послевоенные каски

Некоторые оригинальные каски, покрытые чёрной краской, сохранились на складе где-то в Европе. Среди них есть все виды (М35, М40, М42) и многие производители (в частности ET, NS). Эти каски сейчас распродаются в Европе и Америке, но их остаётся всё меньше.

фото — триколор: круглый низ, обычный низ
Сверху и снизу: оригинальные М35, М40 и М42. Они не имеют подшлемников и покрашены консервационной краской (как правило чёрной). Фото с сайта germanhelmetsinc.com.
фото — триколор: круглый низ, обычный низ

Финляндия изготавливала каски формы М40 с 1955 года, они имеют «лишнюю» пару отверстий для крепления ремешка, иногда «шишку» в лобной части и отличаются более мягкой сталью. Но некоторые финские каски конструктивно (кроме подшлемника) не отличаются от М40, и их можно вычислить только по отсутствию немецких клейм.

фото — триколор: круглый низ, обычный низ
Сверху и снизу: финские М40/55. Обратите внимание на маленькое «лишнее» отверстие на фото внизу и на его отсутствие у крайней каски на фото наверху. Фото с сайта hessenantique.com.
фото — финские каски

После войны каски формы М40 выпускались для немецкой армии, они имели другой подшлемник. Каски такой формы состояли на вооружении Испании в начале 1960-х гг., крепления подшлемника отличались.

фото — финская каска
Испанская армия, начало 1960-х. Фото из книги "German automatic weapons of World War II", Robert Bruce.

В Китае в наше время есть/были как минимум два производителя каскок М35 и М40. Одни изделия отличаются неправильной формой («шишкой» в лобовой части) и грубыми клеймами. Другие вполне приличные по форме, однако завальцовка и клейма остаются довольно грубыми. В Китае также производят модель М42, её особенность в том, что её размер находится где-то между 64-м и 66-м и поэтому менять на ней подшлемник на хорошую копию не рекомендуется.

фото — испанские каски
Китай делал каски в форме М40 достаточно давно…

В Индии существует/существовало как минимум 2 производителя касок М40 и М35. Каски М40 выпускаются размера 64 и 68, имеют неплохую форму (особенно 68, у 64 завален козырёк) и выдуманные клейма. Завальцовка ровная, однако толщина металла меньше, чем у оригиналов. М35 индийского произодства кривая и по форме, и по расположению отверстий, и по толщине металла, плюс она тяжелее оригинала в 1,5 раза.

Естественно, каски из Азии продаются в розницу через «цивилизованные страны» Америки и Европы. Так устроена экономика в современном мире. Производителей касок для реконструкторов в «цивилизованных странах» нет. И всё же есть забавные покупатели, которые ищут «европейское качество».

фото — китайский солдат в каске
На данный момент каски формы М40 из жёлто-белого пластика состоят на вооружении немецких пожарных в современной Германии.

 

Статья находится в стадии разработки. Она постоянно дополняется и совершенствуется.

 

Источники информации:

1. "SS helmets: the history, use and decoration of the helmets of the black corps", Michael D. Beaver with Kelly Hicks.

2. "Germany's Combat Helmets 1933-1945": A Modern Study, Ken Niewiarowicz.

3. "German Helmets Of The Second World War", Branislav Radovic.

4. german-helmets.com.

 

При цитировании ссылка (url) на сайт www.replik.ru обязательна!

Статья в собственности автора. Запрещено использовать эту статью или её части при составлении книг (в т. ч. электронных), а также в коммерческих (в т. ч. Интернет-) проектах. Плагиат преследуется по закону.