Найти • Контакты • Доставка • Публикации

История немецкой Y-портупеи

С момента создания до наших дней

Эта статья призвана помочь реконструкторам не ошибиться при выборе немецкой портупеи. Автор предупреждает об ответственности за плагиат (оговорено в конце статьи). Мы с удовольствием примем Ваши дополнения и интересные фотографии по теме статьи.

фото — немецкая портупея
Немецкая портупея, классический вариант, стальная фурнитура.

фото — немецкая офицерская портупея
Немецкая офицерская портупея, классический вариант, стальная фурнитура.

Различают 3 вида портупей для солдат и унтер-офицеров в немецкой армии WW2. Первый и основной — солдатская портупея. Остальные два очень похожи между собой — это десантная и кавалеристская. Все 3 вида на языке коллекционеров называются Y, из-за своей конструкции.

Солдатская портупея имеет 2 передних ремня и один задний. Передние цепляются за подсумки, петли для ремня или поясной ремень; задний — тоже за поясной ремень, обычно между петлёй и крюком сухарки, чтобы она не ездила туда-сюда. К передним ремням крепится по одному вспомогательному. Вспомогательные ремешки болтаются в воздухе, заправляются под поясной или придерживают груз на спине (используются по прямому назначению). На фронте солдаты порой отрезали или выпарывали эти ремешки.

Многим современным реконструкторам, примерявшим портупею, она оказалась мала. Во-первых, средний рост солдата в немецкой армии действительно был меньше среднего роста современного реконструктора. Во-вторых, для немецкой армии было нормально, когда «боевой» ремень солдата находится выше пупка — он ведь не для подтяжки штанов, а для крепления снаряжения! Чем он выше, тем меньше фляжка бьёт по заду.

Портупея изготавливалась из гладкой коричневой кожи блестящей стороной внутрь, к мундиру. Красилась кожа в чёрный цвет либо ещё в листах, перед вырубкой деталей, либо уже после сшивания, прямо по белым ниткам. Фурнитура была алюминиевой, изготавливалась литьём или штамповкой, даже кольца и шпеньки. Точёных деталей не было, точёные детали дороги в производстве, они — первый признак современной копии. Позднее кольца стали гнуть из проволоки и сваривать.

фото — крепление задних D середины войныфото — штампованые передние крюки позднего типафото — задний крюк позднего типа (из проволоки)
2 верхних D-кольца от сухарной сумки и от подсумка к 98k; у этих колец основание ≈ диаметру, а кольцо от подсумка и вовсе сварено на изгибе (обведено). 2 нижних кольца как раз от Y; эти кольца гнутые из проволоки, сварные. Крюки от противогазки: латунь, алюминий (с рёбрами жёсткости); крюк от сухарки (здесь: латунь) встречаются только на Y-подделках, послевоенных или ненемецких Y. Шпенёк и передний крюк от солдатского Y.

Передние крюки — это квадратная пряжка и болтающийся на ней крюк-зацеп. Редко встречались модели с крюком-карабином вместо крюка-зацепа. Дополнительные ремешки заканчивались D-образным кольцом, их длина регулировалась либо шпеньком, либо пряжкой. Эти кольца были длинные (вытянутые) или нет. Длинные — на ранних моделях и в комплекте со шпеньком, а обычные D — более поздние, в комплекте с пряжкой. Также существовала масса различий в размерах колец, что видно из фотографий в этой статье.

Задний крюк на портупее — гнутый из листового алюминия. Нельзя путать его с крюком от сухарки или от противогазки, все три — различны! D-кольца для переноски груза на спине есть разной формы и размера. Их отличительная черта — маленькое основание по сравнению с диаметром кольца. Редко они были прямоугольными.

Нельзя путать фурнитуру солдатского Y и других видов портупей. Нет офицерских портупей с солдатской фурнитурой, и наоборот. Исключения были результатом ремонта или срочного производства. Тем не менее, вышеизложенное — правила.

В течение войны портупея претерпела небольшие изменения. С 1940 года фурнитуру стали делать из оцинкованной или окрашенной в светло-серый цвет стали.

фото — штампованые передние крюки позднего типафото — крепление задних D середины войныфото — задний крюк позднего типа (из проволоки)
Штампованые передние крюки позднего типа. Крепление задних D середины войны. Объединённые в одном комплекте: задний крюк позднего типа (из проволоки) и передние крюки от офицерского Y.

К 1943-му появился задний крюк, гнутый из проволоки, и штампованные передние крюки — маленькие, единой деталью (не такие, как на офицерской!). По-новому стали обшивать крепление вспомогательных ремешков. Раньше посередине толщины ремня делался надрез, специальная лапка вставлялась в него и шила: так шов не был виден снаружи. Теперь шов прошивали насквозь, подобные швы видны на фотографиях рядом с винтами (на груди солдата). Пришивать D-кольца за плечами стали по-разному. Раньше прямоугольная кожаная деталь обхватывала кольцо и пришивалась вдоль по ремню. Теперь деталь стала короче и пришивалась под углом к оси ремня, кольца висели чётко горизонтально. Другой вариант — кольца пришивались как прежде, только деталь была не прямоугольной, а в виде листика (см. фото выше). Такую портупею делает фирма «Sturm-Miltec», например.

фото — отремонтированная во время войны «классическая» портупеяфото — поздний вариант портупеи
Отремонтированная во время войны «классическая» портупея: мастер пришил D на спине как на поздних образцах. Поздняя портупея: шов на главном ремне прошит насквозь, поздний вариант крепления D-колец.

К концу войны кожа стала тоньше, потом брезентовые портупеи распространились на всех фронтах и вытеснили кожаные.

По устройству и фурнитуре брезентовые портупеи ничем не отличались от кожаных. Единственное, для регулировки длины ремней применялись рубленые из стали прямоугольные пряжки.

Кавалеристская портупея выдавалась собственно кавалеристам. С началом войны офицерам запретили носить довоенный ремень через плечо и предписали носить солдатскую портупею. Старшие офицеры получали кавалеристскую портупею (т. к. им не нужно было таскать тяжести), а младшие её доставали. Кавалеристская портупея не имела вспомогательных ремешков, все ремешки были уже (по ширине). По сути, кавалеристская и десантная портупеи — одно и то же, только у одной передние ремешки сужаются к крюку, а у другой — нет. Изначально все эти портупеи были коричневые, но существовал приказ, следуя которому их стали выпускать чёрными или перекрашивать в чёрный.

Фурнитура офицерской портупеи была алюминиевой, потом стальной. Как и пехотная, портупея цеплялась к ремню в трёх точках. Все три крюка были плоские, штампованные, задний был удлиннён и закрывался кожаным хлястиком. Центральное кольцо было меньшего диаметра, чем у солдатского Y.

Современные копиии Y

Плохие и хорошие

Копий существует масса; и чем дальше от нас Война, тем больше копий. Некоторые ужасны; некоторые не соответствуют в мелочах; а есть и такие, которые изготовлены лучше оригиналов!

Большинство образцов сделаны вручную независимыми фанатами-умельцами. Свой скорняк есть и в каждом военно-историческом клубе (ВИК), он обычно «обшивает» членов клуба и редко продаёт на сторону; качество «клубных» копий весьма высоко, но отличия от настоящих Y легко заметны. Также есть копии, изготовленные заводским способом! Применяется штамповка кожаных деталей вместо вырезки из листа, машинная строчка, обработка краёв специальными инструментами. А вот впечатление от таких копий порой хуже, чем от кустарно изготовленных… Сравнивать и выбирать Вам.

Cуществуют по крайней мере 2 правила:

1) Лучше накопить и гордиться, чем сэкономить и **аться.

2) Хорошая копия дороже оригинала.

фото — копия 1фото — копия 2, задний ременьфото — копия 3фото — копия 4
Ужасная копия, ценна в которой лишь родная фурнитура. Задний ремешок другой Y-копии, не соблюдены ни размеры, ни форма деталей. «Тропическая» портупея-копия, странная фурнитура. Другая «тропическая» Y-копия, заслуживают внимания новодельные (!) передние крюки; но ремни слишком толстые, покрашена фурнитура почему-то в чёрный цвет.

Кстати, каждая из копий на фотографиях стоит от 10 до 50 €.

 

Статья находится в стадии разработки. Она постоянно дополняется и совершенствуется.

В ближайших дополнениях: довоенные и послевоенные Y, современные копии (продолжение).

 

При цитировании ссылка (url) на сайт www.replik.ru обязательна!

Статья в собственности автора. Запрещено использовать эту статью или её части при составлении книг (в т. ч. электронных), а также в коммерческих (в т. ч. Интернет-) проектах. Плагиат преследуется по закону.